Здания архива хранят историю не только на бумаге, немало интересного можно найти на стенах. Историки предполагают, что надпись на кирпиче «Уходим мы, а папы наши уже там» сделали подольские курсанты. В этих зданиях располагались казармы артиллерийского училища, отсюда молодые бойцы уходили на защиту Москвы, а теперь здесь хранятся связанные с ними документы.
В массивной папке 43-й армии историки нашли донесение о том, что двенадцатый день курсанты Подольского пехотного училища ведут оборону на линии фронта. Они несли огромные потери - в живых осталось не больше 150 человек. Оружия и боеприпасов не хватало. Еще хуже ситуация обстояла с одеждой и питанием, ведь приказ выступать пришел неожиданно.
«На 17 октября люди были переутомлены, падают на ходу, не обеспечены теплым обмундированием, нет перчаток, нет шапок, они были в фуражках. У 60% рваная обувь. По двое суток не получают горячую пищу. За время нахождения в обороне батальон получал горячую пищу всего 4 или 5 раз», - рассказала о событиях войны главный документовед Центрального архива Министерства обороны Виктория Каяева.
Гитлеровцы были в недоумении. Сначала они даже не предполагали, что дорогу на Москву врагу преградили юные курсанты. Они вообще думали, что путь открыт. Впрочем, позже немцы признали, что оборону держали не обычные солдаты, а обученные. Эти сведения нашли в донесениях немецких офицеров. Прежде документы нигде не выставлялись. Мы первые, кому их показали.
«Они отмечают, что эта прослойка населения достаточно интеллектуально развитая. Потому что всех остальных, простых солдат, они считали варварами, и вообще все русское население они считали варварами. А тут они предположили, что это достаточно умные люди, обученные, которые в будущем станут офицерами», - говорит Виктория Каяева.
Не менее трагична история Татьяны Барамзиной. В Подольске она училась на снайпера, в ее честь названа улица. Нам показали наградной листок – 25-летняя девушка посмертно удостоена звания Героя Советского Союза. В боях за освобождение Белоруссии она уничтожила 16 фашистов. Когда у Барамзиной резко ухудшилось зрение, ее перевели в телефонисты.
«Получилось так, что батальон встретился с превосходящими силами противника, завязался бой. Даже тогда она взяла винтовку, и, несмотря на плохое зрение, уничтожила 20 гитлеровцев», - говорит о подвиге подольчанки Виктория Каяева.
Но вот блиндаж, в котором находилась Татьяна, фашисты окружили и отрезали от батальона.
«Получилось так, что она была ранена. Она отбивалась до последней возможности, но, когда вышли все патроны, фашисты схватили ее, они ее пытали, выкололи ей глаза, убили, и впоследствии еще и надругались над трупом», - рассказала главный документовед Центрального архива Министерства обороны.
Эти и многие другие уникальные документы можно будет увидеть на выставке, посвященной 75-летию битвы под Москвой. Она откроется 21 октября в выставочном зале.